UNKLE – Psyence Fiction (1998)
Что получается, когда спаиваются в крепкое рукопожатие легкая кисть таланта и мощная рука управленца? Из примеров, чтоб далеко не ходить – Чехов и Суворин, Достоевский и Белинский. Таким же получился дуэт и английско-американского электронного проекта U.N.K.L.E — DJ Shadow, ответственного за звук релиза, и Джеймса Лавелла, организатора, зазывалы и "коллажиста" общего рисунка. Оба собрали плеяду звёзд под обложкой своего дебютного альбома и нехило так в конце 90-х подогрели к себе и собственному крошке-лейблу Mo’ Wax интерес передовой музыкальной общественности.
Трип-хоповое, расслабляющее, роковое с надрывом, эмбиентно-качовое варево с убийственной рэп-подачей прямиком с окраин Нью-Йорка. Что-то от духа игр "Marc Ecko’s Getting Up" и "The Getaway: Black Monday". Будто перед девственно чистой стеной взорвали порядка ста баллонов с краской, нанесли сок звёзд космических, развели всё в серости блоков Лондона, отошли на десяток метров и стали любоваться результатом. Получилось что-то темное, угнетающее, с разной глубиной оттенков. Соседство на релизе Тома Йорка из Radiohead, басиста Металлики Джеймса Ньюстеда, Майка Ди из Beastie Boys, эмси Kool G Rap, вокалистов Элис Тэмпл, Иэна Брауна и других по-другому здесь объяснить трудно.
Ожидания, как водится, с реальностью расходятся. Релиз без видимой концепции, но с ней. Каждый трек – история сама в себе. Это популярная музыка с клипами на "Rabbit In Your Headlights" и "Be There", но тем не менее находящаяся на отшибе, за гранью повального конвейерного одобрения. Здесь мало конкретики то ли ввиду поверхностности материала вообще, то ли из-за общей максимы о том, что художник не отвечает, а только задаёт вопросы. Не отражает, а преломляет. Возможно, именно общая неопределённость, размытость альбома и стала главной причиной написания ведущими критиками того времени смешанных, а где-то и плохих отзывов.
"Psyence Fiction", однако, стойко выдержал испытание временем. 22 года спустя обыватель нагнал упущенное и схватился мёртвой хваткой за тренд. Английский музыкальный журнал Fact расположил дебютник UNKLE на 45 месте в "топе лучших трип-хоп альбомов всех времён". Pitchfork с пылу с жару оценил релиз в громкие 9.8, но поспешил удалить рецензию, и теперь она пылится в базах web.archive.org. Издания Америки и Англии ставят альбом в ряд культовых, сравнивая лютую экспериментальщину DJ Shadow и Лавелла с новаторством Gorillaz. Хипстерские паблики тэгают и постят альбом на стене.
Успех? Да черт его знает. И плевать. Былые награды пылятся в шкафах, в эфире застыло настоящее, кирзовым ботинком ступает будущее. Да и вообще – они "и гибнут, и поют не для девического вздоха"!
#electronic@noisyaf
#hip_hop@noisyaf
#trip_hop@noisyaf
#alternative@noisyaf
#experimental@noisyaf
#downtempo@noisyaf