Thom Yorke — The Eraser (2006)
Для кого как, а для группы Radiohead начало нулевых оказалось напряжённым. Пульнув картечью культовых альбомов и откатав несколько туров по миру, они взяли творческую паузу в 2004 году. То ли одной из причин, то ли следствием этого стало желание Тома Йорка впервые поработать отдельно от своих однокашников. Результат — сольный альбом The Eraser — музыкальное выражение тревожного невроза и пример нестандартного подхода к электронике.
Те, кто ждал простого бисайда Radiohead, обломались. Альбом антагонирует с творчеством группы и по духу, и по форме. Конечно, все пятеро таки внесли лепту в Eraser, хоть и не совсем добровольно (Йорк редактировал сэмплы, записанные Гринвудом и другими для библиотеки RH), и их присутствие хорошо ощущается на бэкграунде, продюсером выступает всё тот же Найджел Годрич, а скуление Тома всё такое же панихидно-заунывное. Но ни одна из традиционных фишек Radiohead здесь не выведена на первый план.
Начать стоит с их изобретальности. Изобретательность Radiohead — это обширная шумо-инструментальная машинерия, уникальные прогрессии, меняющаяся по 74539 раз за трек погода. Изобретательность Тома Йорка сводится к попытке как можно оригинальнее перетасовать снейры и маракасы (не в обиду ему сказано). Песни построены на лупах (иногда замысловатых, как в Analyse), а аранжировки высушены до трёх условных компонентов: вокал, рифф и обрастающие по стеблю этой розы шипы в виде прихрамывающей перкуссии. Но главное — организовано это всё по-йорковски изящно и аппетитно. Да, снобистское пенсне для изучения Radiohead придётся отложить, но Eraser интересен в другом плане. Как образец эстетичного минимализма, например.
Ещё один расход с альбомами RH — в эмоциальном фоне. Спектр переживаний не поделен на пять как обычно, а целиком принадлежит Йорку, который сместил его ещё ближе к холодной зоне. Можно проследить развитие предапокалиптичных настроений с Kid A и OK Computer, но если так, то здесь они доведены до максимума мрачности. Политизированные тексты про британскую повестку и экологию плюс нагнетание звука: это всё складывается в атмосферу тихой паники. Альбом, как и большинство сольников, звучит камерно и отшельнически, в нём нет грандиозности, но от этого ощущения только острее. Тревога на Eraser'e — это тревога лесника, наблюдающего из окна своей лачуги за стройкой автобана.
#alternative@noisyaf